Педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!. Педагогам. вопросы диагностики и мониторинга. вопросы диагностики и мониторинга. МКДОУ "Детский сад совхоза "Вторая пятилетка" Версия для слабовидящих

Педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!

Педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!

Уже длительное время в российском дошкольном образовании происходят существенные изменения, обусловленные необходимостью модернизации образования и повышения его качества.

К сожалению, эти изменения не всегда проводятся продуманно и последовательно. Нет практики сопровождения принятых нормативных документов подзаконными актами или методическими рекомендациями и пояснениями, поэтому практические работники дошкольного образования часто испытывают серьезные затруднения в осуществлении профессиональной деятельности при очередном изменении нормативно-законодательной базы. Так получилось и в ситуации принятия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появились новые проблемы в «детском королевстве». Одна из таких проблем: надо ли педагогам ДОУ проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? 

Интерпретации текста стандарта управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!» Анализ начнем с момента появления первых законодательных документов, в которых упоминается о мониторинге.
Впервые законодательно обосновывается необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения в связи с появлением Национального стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года. В этом документе обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения. Определено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения, раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга, выделены направления мониторинга. 
Положения Национального стандарта были учтены при создании Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р), где особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях и обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.
С этой целью предполагается разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создание инструментария ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества общего образования. Это стратегическое направление в полой мере можно отнести и к дошкольному образованию, которое рассматривается как первый уровень общего образования в Российской Федерации.
Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга). 
Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного дела в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг. Но был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ. Так, с одной стороны в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);  2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга. С другой стороны, есть и такие абзацы: «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников <…> Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей).  Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав? 
Предлагаем продолжить анализ нормативных документов. Еще раз обратимся к тексту ФГОС, внимательно прочтем его разделы… И заметим, как много раз повторяются фразы о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации («построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», «ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития», «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…). Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!
Заметим, что запрет высказан в отношении мониторинга целевых ориентиров, но они необходимы как основа для конкретизации планируемых результатов освоения Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей в каждом конкретном ДОУ. Поэтому мониторинг достижения планируемых результатов освоения образовательной программы возможен и даже необходим, поскольку его результаты будут служить основанием для самооценки профессиональной деятельности педагогического коллектива, выделения достижений и проблем, требующих решения, помогут определить пути совершенствования образовательного процесса в детском саду. Продолжим анализ нормативных документов. Самый важный документ в образовании – Закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу менее года назад, помогает прояснить ситуацию. В тексте этого документа интересующий нас предмет (мониторинг) упоминается неоднократно [7, c.6, 8, 28, 29, 42, 47, 89, 97], Так, в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность»[7, c.9]. Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения [7, c. 6, п.1.11; c. 8 п.1.13 и др.]. Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования [7, c. 28 п. 3.13]. Определена необходимость осуществления мониторинга образовательных систем разного уровня – от федерального до локального (образовательная организация). Особо оговаривается, что для педагогов локальными актами учреждения должно быть отведено специальное время для проведения диагностики (мониторинга), должна быть обеспечена информационная открытость образовательных организаций, в т.ч. результатов самообследования. 
«Закон об образовании» дополняется нормативными документами, которые конкретизируют ряд его положений [4,5,6].Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! 
Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, а также на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО). Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада, предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для  развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом. 
Освоение процедуры мониторинга педагогическими работниками – залог повышения качества образовательной деятельности детского сада. 
Сложность и новизна мониторинговых исследований в детском саду порождает много вопросов и проблем в процессе осуществления диагностических измерений и их оценке. Целесообразно организовать методическое сопровождение педагогов, осуществляющих мониторинг. Это сопровождение может осуществлять как организатор мониторинга, так и специально определенный для этой цели педагог – консультант. В его задачи будет входить оказание помощи исполнителям на разных этапах мониторинговых исследований.

 Полякова М.Н. 

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

Комментарии

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели